Про историю и особенности Тайцзицюань

Опубликовано admin - ср, 17/06/2015 - 01:37

Примечание: перед прочтением публикации необходимо личное понимание, что рассматриваемые здесь направления и имена не охватывают полного объёма истории и описания стиля, а лишь затрагивают его часть. Для полного же рассказа о стиле понадобится несколько подобных статей, а то и больше.

Определение и значение названия стиля

Тайцзицюа́нь (кит. трад. 太極拳, пиньинь tàijíquán) — буквально "Великий предел кулака"; китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу. Происхождение Тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии. "Великий предел" в китайской философии - это предельное состояние бытия, высшее начало, начало всех начал, до выделения сил инь (женской) и ян (мужской). Противоположная категория — "Отсутствие предела" (У Цзи 无极 wújí). Этот термин впервые встречается в одном из канонических комментариев к «И цзине» — в «Си цы чжуани», чжане 11-м:

是故,易有太極,是生兩儀,兩儀生四象,四象生八卦,八卦定吉凶,吉凶生大業。

Таким образом, в Переменах есть Великий предел. Он рождает двоицу образов. Двоица образов рождает четыре символа. Четыре символа рождают восемь триграмм. Восемь триграмм определяют счастье и несчастье. Счастье и несчастье рождают великое деяние.

(Перевод Еремеева В. Е.)

Популярное ныне изображение "Великого предела" стало эмблемой китайской классической философии. Парадоксальным образом это графическое решение возникло достаточно поздно. Его изобретателем считается даос Чэнь Туань (Chen Tuan, около 906-989 годов), который, в свою очередь, использовал более раннюю диаграмму, приписываемую буддийскому монаху Цзунми (Zongmi, 780-841 годы, династия Тан). Таким образом, исторически эта эмблема точнее всего соотносится с идеями неоконфуцианства.

Великий предел
Изображение Великого предела

Предшественниками этого графического решения считаются так называемые диаграммы Хэ Ту и Ло Шу.

Тайцзицюань популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка цюань (кулак) подразумевает, что Тайцзицюань — это боевое искусство.

На видео исполняется традиционный/упрощённый комплекс из 24 форм Тайцзицюань:

 

Варианты написания названия стиля: «тай чи» (неверная транскрипция с английского), «тай-цзи», «тай-цзи цюань», «тайцзи-цюань».

 

Про историю происхождения стиля

О древней истории тайцзицюань существует две конкурирующие версии. Одна из них, которая сегодня является официальной, считает, что это боевое искусство развивалось внутри семьи Чэнь, с XIV века проживавшей в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь северокитайской провинции Хэнань, и что основал его в XVII веке Чэнь Вантин, от которого можно проследить непрерывную линию передачи традиции. Другая версия приписывает создание данного стиля легендарному даосу Чжан Саньфэну, однако она изобилует натяжками и совсем не объясняет, как и через кого это боевое искусство передавалось до XIX века.

 

"Нечэньская" версия истории тайцзицюань

В данной версии считают, что первым стал преподавать тайцзицюань некий Хань Гунъюэ, живший в период Южных и Северных династий, который обучил Чэн Линси. Впоследствии это искусство передавалось в роду Чэна несколько поколений, пока не достигло Чэн Би, который изменил название с "тайцзицюань" на "сяо цзютянь фа" ("малый метод девяти небес"). При династии Тан жил поэт Сюй Сюаньпин, который переработал комплекс Чэн Линси, и написал ряд трактатов, в которых называл свое искусство "чанцюань" ("кулачное искусство длинных движений"). Примерно тогда же жил некий Ли Даоцзы, который преподавал кулачное искусство, именуемое то "чанцюань", то "сяньтяньцюань". Рассказывают, что благодаря даосским методам продления жизни Ли Даоцзы дожил до династии Сун, поселившись в горах Удан и обучая кулачного искусству людей из клана Сун. Когда его следы затерялись, то несколько человек пошли его искать, и наткнулись на даосского отшельника Чжан Саньфэна. Чжан Саньфэн знал систему Сюй Сюаньпина, у него ей научились многие, в том числе Чжан Сунси и Хуан Байцзя. Через Ван Цзунъюэ и Цзян Фа это искусство достигло Чэнь Чансина, у которого учился Ян Лучань.

 

"Чэньская" версия истории тайцзицюань

В 1930-х Тан Хао опубликовал исследование, в котором обосновал, что основателем тайцзицюань следует считать Чэнь Вантина, жившего в конце династии Мин - начале династии Цин, то есть в XVII веке. Чжан Саньфэн же попал в родоначальники по ошибке: один из "историографов" тайцзицюань спутал одного из легендарных мастеров стиля - Ван Цзунъюэ - с учеником Чжан Саньфэна, которого звали Ван Цзун. От Чэнь Вантина искусство дошло до Чэнь Чансина, у которого учился Ян Лучань. Из чэньской родились другие ветви тайцзицюань.

Появление тайцзицюань перед широкой публикой произошло в XIX веке, когда в Пекин прибыл Ян Лучань. В XIX веке из-за развития оружия (и в особенности - появления огнестрельного оружия) роль ушу в военном деле уменьшилась. Уловив новые тенденции, Ян Лучань стал преподавать тайцзицюань не как боевое, а как оздоровительное искусство, оставив боевые аспекты внутри своей семьи. Тогда же, в середине XIX века, в деревне Чэньцзягоу уже никто не помнил большинство классических комплексов, созданных Чэнь Вантином. Занимающиеся чэньской ветвью специализировались на первом комплексе, и на "пушечных ударах". Из "старой формы" Чэнь Юбэнь создал "новую форму", отбросив некоторые сложные движения. В это же время появились и прочие известные ныне ветви тайцзицюань.

Ян Лучань*, который принёс тайцзицюань в столицу Китая, начал даже преподавать в императорском дворце. В связи с тем, что придворным боевой аспект стиля был не особенно важен, акцент в преподавании для них был сделан на оздоровительной ценности физических упражнений, в боевой же версии стиль преподавался бойцам императорской гвардии.

*Справка: Кто такой Ян Лучань?


Ян Фукуй, он же Ян Лучань (1799-1872) родился в провинции Хэбэй. Услышав о мастерстве Чэней, он отправился к ним в надежде быть принятым в ученики. Однако так как он не был членом семьи, его ожидал отказ. Тогда он остался в качестве слуги. Легенда рассказывает, что он проработал в доме Чэнь Чансина несколько лет, и однажды ночью его разбудили звуки "Хэн-Хаах!" из соседнего строения. Подкравшись, он заглянул в окно, и увидел, Чэнь Чансиня, который проводил урок тайцзицюань. С этой ночи Ян регулярно приходил под окно и повторял упражнения вслед за учениками, а затем возвращался в спальню. Вскоре, благодаря своему упорству, он сделал значительный прогресс. И однажды, когда подвернулся случай, он вступил в схватку с продвинутым учеником Чэня - и победил! Чэнь осознал в полной мере талант и упорство Яна и обучил его всем секретам тайцзицюань.

Ян Лучань
Ян Лучаньфото: taijiquan.narod.ru

Вернувшись в родной уезд, Ян оказался "у разбитого корыта" - у него не было даже собственного дома. Он поселился в доме семьи У и тренировался вместе с тремя братьями, большими знатоками боевых искусств - У Жуйцином, У Хэцином и У Чэнцином. Семья У отличалась высокой образованностью, все братья были чиновниками, и именно у них Ян Лучань изучал каноноведение и вообще становился полноценно грамотным человеком. Семье У суждено было сыграть немалую роль в жизни Ян Лучаня. Именно они порекомендовали никому неизвестного человека аристократическим кругам в качестве преподавателя ушу. В свою очередь благодарный Ян показал им многие секреты тайцзицюань, на основе которых вскоре возникла отдельная школа тайцзицюань семьи У.

У Чэнь Чансина Ян обучался "старой ветви" школы Чэней. Всех секретов ему не раскрыли, и он сам додумывал то, что ему казалось отсутствующим. Постепенно он изменяет характер движений, делая их более плавными. Теперь медленное превалировало над быстрым, и Ян Лучань вводит новый, более растянутый выброс силы. Фактически можно было уже вести речь о новом стиле. Первоначально, как и стиль Чэней, он не имел названия. Его называли то "хуацюань" ("кулак изменений"), то "жуаньцюань" ("мягкий кулак"), то "чжаньмяньцюань" ("кулак влажной ваты"). Эффективность своего детища Ян неоднократно доказывал на практике, за что его прозвали Ян Не Имеющий Соперников.

У Жуйцин был вхож в самые высокие сферы. Он рассказал однажды своим друзьям из высших кругов, что в его родном уезде живет удивительный мастер. И вот вскоре Ян Лучаня приглашают для преподавания в Пекин. Примечательно, что в то время школа Ян Лучаня отнюдь не была самой лучшей, она явно уступала более глубокой и многогранной школе Чэней, к тому же, скажем прямо, Ян Лучань не был хорошо образован, в отличие от Чэней. Однако знакомства сыграли свою роль, и Ян создал в Пекине первую школу тайцзицюань.

Прежде всего Ян придает своей школе светский характер. Для него сохранение здоровья посредством занятий тайцзицюань, обретение чистоты духа приобретают не менее важное значение, чем боевой аспект. Более того, сам будучи прекрасным бойцом, Ян практически не преподает боевое применение стиля. За счет изменения формы выброса усилия все движения приобретают плавность и медлительность, уменьшается количество ударов ногами, практически исключаются прыжки. Искусство поединка он передал только сыновьям.

Богач по фамилии Чжан, живший в Пекине, любил боевые искусства, и всегда ходил со свитой более чем из тридцати бойцов. Он слышал, что Ян получил прозвище "Уди" ("Не имеющий соперников"), и однажды пригласил его в свой дом. Когда неказистый Ян пришел, Чжан разочаровался в нем и равнодушно угостил весьма скромным обедом. Ян все очень хорошо понял, но сделал вид, что не заметил, как с ним обошлись, и пил-ел с благостным видом. Чжан грубо обратился к нему:

- Я слыхал о вашем почтенном имени и о пресловутой мягкости тайцзицюань Только что-то не верится мне, что вы с вашим тайцзи побеждаете людей!

- Есть три типа людей, которых я не могу победить, - быстро ответил Ян.

- Это какие же? - заинтересовался Чжан.

- Сделанные из меди, железа и дерева. Остальных я могу победить.

- В моей свите тридцать человек, - сказал Чжан. - Лучший из них - Лю - может поднять триста цзиней. Не хотите ли сразиться с ним?

- Конечно хочу.

Послали за Лю. Легенда гласит, что он "ворвашвись, произвел порыв ветра, а выглядел как разъяренный тигр". Когда он приблизился к Яну, тот послал его в пустоту своей правой рукой и мягко толкнул левой. И неожиданно Лю отлетел на десять чи (около 3 метров), словно бумажный змей у которого оборвалась веревка. Чжан захлопал в ладоши и со смехом сказал: "А тайцзи-то и впрямь удивительное искусство". Он заказал слуге роскошнейший обед и с той минуты обращался к Яну не иначе как "Великий мастер".

Ян был и мастером копья. Он мог изящно поднимать легкие предметы касанием кончика копья, используя свою "липкую энергию". Если случался пожар, он обрушивал стену при помощи копья, чтобы не дать огню разгореться. Он посылал стрелы не из лука, а просто бросал руками, и неизменно попадал в цель.

В городе Гуанпине Ян затеял состязание на городской стене. Его противник отступил к краю стены и, потеряв равновесие, начал падать вниз. В этот критический момент Ян прыгнул, покрыв около пяти чи, и успел схватить противника за ступню, чем спас ему жизнь.

Его ловкость проявлялась и в мирных ситуациях. Дождливым днем Ян сидел в комнате, когда его дочь поднималась на крыльцо с медным тазом в руках. Открывая дверь она подскользнулась. Ян вылетел из дома и подхватил ее так быстро, что даже воды не расплескал.

Когда Ян был в Пекине, одному бойцу не давал покоя его титул "Не имеющий соперников", и он вызвал Яна. Ян сказал улыбаясь:

- Раз уж вы настаиваете на схватке, я разрешу вам ударить меня три раза.

Тут бросивший вызов нанес Яну страшный удар в живот. Ян громко смеясь силой своего живота швырнул противника наземь.

У Ян Лучаня было три сына. Первый умер ребенком. Второго звали Ян Ю, он же Ян Баньхоу (1837-1892), третьего - Ян Цзянь, он же Ян Цзяньхоу (1839-1017).


 

Постепенно из боевого искусства тайцзицюань превращалось в оздоровительную гимнастику. Именно в таком качестве воспринимали массы направления Яна и У ("шумный"). В 1925 году Чэнь Вэймин, ученик Ян Чэнфу, прибыл из Пекина в Шанхай, где основал "Общество мягкого кулака". Там он за плату обучал стилю семьи Ян, призывая воспользоваться его лечебным и оздоровительным действием. Затем в Шанхай стали приезжать учителя и других школ. В октябре 1928 года в Пекин был приглашен Чэнь Факэ, и массы увидели исходное тайцзицюань семьи Чэнь, именно как боевое искусство. Но это было настолько непривычно, настолько отличалось от прочих ветвей тайцзицюань, что его приняли довольно вяло. Как писал Гу Люйсинь: "У Чэней способы для корпуса и рук отличаются вращением, об усилии обматывающего шелка сказано более детально, выброс усилия по скорости [с прочими направлениями тайцзицюань] не сравнить. Жаль только, что люди осваивают с трудом, берут мало, так что он не очень прославился".

 

Основные места, связанные с историей стиля

основные места с историей стиля
Линия между светлой и темной частями - река Хуанхэ
самый северный город - Пекин
юго-западнее - Юннянь (Гуанфучэн)
еще юго-западнее - Тайюань
на северном берегу Хуанхэ: западнее - Чэньцзягоу уезда Вэнь, восточнее - Чжаобао
южнее Хуанхэ - Чжэнчжоу
треугольником обозначен монастырь Суншань Шаолинь

После образования Китайской Народной Республики была поставлена задача переработки боевых искусств в новые виды спорта и средства оздоровления. В августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся "Упрощенное тайцзицюань", в которой описывался комплекс из 24 движений, составленный на основе тайцзицюань семьи Ян. В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений (исходный комплекс стиля семьи Ян состоит из 81 движения). В 1979 году, на основании стилей семей Ян, Чэнь, Сунь и одного из стилей У был составлен упрощенный комплекс из 48 движений.

После буржуазной революции 1911 года в китайском обществе произошёл всплеск интереса к национальным боевым искусствам, и с 1916 года по всей стране начали открываться общества по изучению боевых искусств. Благодаря этому тайцзицюань начало постепенно распространяться по Китаю с севера на юг.

После Второй мировой войны и последовавшей за ней гражданской войны в 1949 году была основана Китайская Народная Республика. В качестве одной из мер по подъёму страны и оздоровлению нации новые китайские власти поручили Госкомспорту разработать на основе тайцзицюань простой комплекс оздоровительной гимнастики, доступный для массового преподавания. В августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся «Упрощённое тайцзицюань», в которой описывался комплекс из 24 движений, составленный на основе тайцзицюань семьи Ян. В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений. В результате, несмотря на то, что до сих пор существуют люди, практикующие тайцзицюань именно как боевое искусство, большинством оно воспринимается в основном как оздоровительная гимнастика.

В тот же период отдельные мастера бежали из континентального Китая на Тайвань. С Тайваня тайцзицюань проникло в США, оттуда распространилось в Европу и Россию. В России же боевое искусство появилось через мастеров с востока - Киргизстана, Казахстана. При этом некоторые школы смогли сохранить классические традиции.

 

Особенности стиля

К главным особенностям Тайцзицюань относятся мягкий, перекатывающийся шаг с плавными и непрерывными движениями и «толкающие руки» (туй-шоу). Мягкий, перекатывающийся шаг позволяет сохранять равновесие при всех передвижениях, кроме прыжков, а «толкающие руки» (туй-шоу), известные также и как «липкие руки» (чи-сао на кантонском наречии) в винчун (юнчунь), способствуют наработке умения чувствовать и предугадывать движения противника по прикосновению и умения мгновенно переходить от защиты к атаке, одновременно сковывая движения нападающего. Это создаёт неудобства для противника, привыкшего только бить и не привыкшего к тому, что удары вязнут в защите. «Липкие/толкающие руки» (какиэ) известны также и в двух школах каратэ — в го-дзю-рю и уэти-рю. Плавность и непрерывность движений, обычно нарабатываемая медленным выполнением комплексов, позволяет тщательно отработать технику движений и добиться большей скорости в бою, за счёт правильности техники и рациональности движений (разумеется, чтобы скорость действительно была высокой, помимо оттачивания техники, требуется ещё и отработка скорости, чему специально посвящён описываемый ниже комплекс пао-чуй).

Восемь Ворот (Ба Мэнь) — Восемь Базовых Форм Тайцзи, основаны на Ба-гуа:

  • Четыре Направления:
    • Qian-Gua.gif 乾 Цянь — Юг — Небо — Пэн, Отражение
    • Kun-Gua.gif 坤 Кунь — Север — Земля — Люй, Откатывание
    • Kan-Gua.gif 坎 Кань — Запад — Вода — Цзи, Нажимание
    • Li-Gua.gif 離 Ли — Восток — Огонь — Ань, Толкание
  • Четыре Угла:
    • Dui-Gua.gif 兌 Дуй — Юго-Восток — Металл — Чжоу, Локоть
    • Zhen-Gua.gif 震 Чжэнь — Северо-Восток — Гром — Ле, Раскалывание
    • Xun-Gua.gif 巽 Сюнь — Юго-Запад — Ветер — Цай, Притягивание
    • Gen-Gua.gif 艮 Гэнь — Северо-Запад — Гора — Као, Плечо/Опирание
представление о мироздании
Иллюстрация представления о мироздании в китайской философии.

 

Являясь многогранным искусством, одним из проявлений которого является прикладное (боевое) применение, тайцзицюань совмещает в себе доходящие до своего предела мягкие и жёсткие техники. Вместе с тем получившие широкое распространение стили (особенно стиль Ян), производные от Чэнь, не содержат в публичных вариантах жёстких техник, что привело к закреплению заблуждения о том, что Тай Цзи является мягкой техникой. Существует ряд развитых тренировочных методик в стиле Чэнь, а также в даосских стилях тайцзицюань, не ведущих своего начала от Чэнь, направленных на акцентированное развитие качеств мягкости и жёсткости. Именно к методикам развития жёсткости относятся последовательности Пао Чуй (взрывающихся кулаков) и бьющие руки (продвинутая стадия туй шоу).

 

О мастерах стиля и его передаче

Когда выше упомянутый Ян Лучань (1799-1872 гг), основатель стиля Ян, приехал в Пекин, ему было предложено возглавить обучение солдат службы безопасности императорского двора. В то время он обучил трех человек из взвода "волшебных механизмов" (взвод стрелков). Одним из них был маньчжур Цюань Ю. После падения маньчжурской династии он сменил фамилию на Ву. По этой фамилии и был назван стиль, который пошел от Цюань Ю.

Когда Ян Лучань покинул императорский двор и ушел на покой в пожилом возрасте Цюань Ю также покинул императорский двор и стал жить в Пекине, обучая учеников. Цюань Ю обучил тайцзы Ван Маочжая (1862-1940 гг.), который возглавил пекинское (северное) направление стиля Ву. Также Цюань Ю учил своего сына, Ву Цзяньцюань (1870-1942 гг.), который переехал затем в Шанхай и возглавил южное направление тайцзи стиля Ву. Ван Маочжая и Ву Цзяньцюаня стали называть "Нянь Ву Бэй Ван" (Ву на юге, Ван на севере).

Ван Маочжай
Ван Маочжай

 

Ву Цзяньцюань

 

Ван Маочжай передал своё искусство Ян Ютину (1887-1982 гг.), который преподавал тайцзи более семидесяти лет.

Ян Ютин

 

Ян Ютин
Ян Ютин

У Ян Ютина обучился Же Ли Джи. В это же время у Ян Ютина учился знаменитый Ван Пэйшэн, который очень помогал Же Ли Джи в овладении искусством тайцзи.

Же Ли Джи
Же Ли Джи 

 

Ван Пэйшэн
Ван Пэйшэн

 

В городе Чанчжоу, который в Китае называют родиной ушу, с Же Ли Джи познакомился Му Ван Чен.

Му Ван Чен с ранних лет изучал медицину у своего отца, его дед был придворным врачом у императора Китая. Отец был и его первым учителем ушу. Затем Му Ван Чен продолжал изучать медицину в монастыре. К тому времени он был очень сильным специалистом внешних стилей ушу. Обучение длилось восемь лет. После монастыря он занимался ушу самостоятельно, но чувствовал, что всё это внешнее, внутри ничего не менялось. Однажды Му Ван Чен увидел, как в парке пожилой мужчина занимался тайцзи-цюань и ему захотелось этому научиться, но познакомиться с этим человеком не удалось, он ушёл. Надо сказать, тогда только закончилась культурная революция, во время которой занятия тайцзи-цюань были запрещены. Если кто-то и занимался, то предпочитал это скрывать.

Немного позже в продаже появились книги по тайцзи и Му Ван Чен стал заниматься по этим книгам. Занимался много, но безрезультатно, не имея учителя и руководствуясь своими представлениями, которые получил, изучая ушу в монастыре. А потом он встретил Мастера Же Ли Джи и тот стал его учителем.

Мастер Же Ли Джи заметил однажды, как Му занимается и начал с тех пор спрашивать о нем у соседей - хороший ли он человек. Спустя какое-то время на свадьбе какого-то знакомого Му и Же Ли Джи оказались рядом за столом. Они разговорились на тему тайцзи и Му сказал, что не считает тайцзи эффективным в бою. Тогда Же предложил показать, что это не так. Они вышли во двор и Же предложил Му ударить. Му подумал, что Же старенький, и решил ударить в полсилы ногой, но промахнулся. Второй раз он ударил сильно и, почувствовав сильный удар электричества, отлетел на несколько метров. Он не понял, что произошло, но стал ценить тайцзи и занимался у мастера в течение десяти лет.

Му Ван Чен
Му Ван Чен

Му Ван Чен живёт и практикует в городе Киеве с 1994 года (подробнее можно узнать на сайте china-doctor.kiev.ua). В начале он приехал в Крым. Ему приходилось тяжело, так как он не знал языка и у него не было знакомых. Но он встретил добрых людей, которые ему помогли. Затем Му приехал в Киев и начал лечить людей. В 1994 году он основал в Киеве школу тайцзи. 

 

О направлениях Тайцзицюань

Сегодня выделяют пять основных стилей тайцзицюань, производных от стиля Чэнь.

  • Тайцзицюань семьи Чэнь (кит. 陈式太极拳) — исходное боевое искусство семьи Чэнь.
  • Тайцзицюань семьи Ян (кит. 杨式太极拳) — происходит от Ян Лучаня. В настоящее время существует уже несколько разновидностей стиля Ян: семейный (Ян-цзя), «новый» (Ян-ши) и «спортивный» (24 формы, 88 форм). Стиль Ян, по версии приверженцов Чэнь, являет собой переработанную версию Чэнь, упрощенную для нужд богатой аристократии. Сравнение классических последовательностей стилей Ян и Чэнь выявляет как их близость, так и некоторую упрощенность Ян последовательностей, компенсируемую, по версии приверженцев стиля Ян, сильно развитой «внутренней работой». Комплекс «Упрощённый тайцзицюань семьи Ян из 24 форм», созданный в 1950-х годах, является популярным комплексом оздоровительных движений.
  • Тайцзицюань У Юйсяна (кит. 武式太极拳) — происходит от У Юйсяна, который учился как у представителей семьи Чэнь, так и у Ян Лучаня.
  • Тайцзицюань У Цзяньцюаня (кит. 吴式太极拳) — происходит от маньчжура Цюанью, учившегося у Ян Лучаня в императорском дворце; после буржуазной революции его семья взяла себе китайскую фамилию У.
  • Тайцзицюань семьи Сунь (кит. 孙式太极拳) — происходит от Сунь Лутана, изучавшего разные стили боевых искусств, в том числе и тайцзицюань.

Помимо них существуют и другие, менее известные направления — например «тайцзицюань деревни Чжаобао», «тайцзицюань уезда Хундун провинции Шаньси», семейный стиль Шэнь и т. д.

Также необходимо отметить существование даосских стилей тайцзицюань, отличающихся от Чэнь и его производных как рисунком классических последовательностей стиля, так и глубокой проработкой соответствия между традиционными учениями и воплощением их в конкретные обучающие методики. Эти стили, в частности, Школа Ветер-Гром (Фэн Лэй Пай) претендуют на независимое от Чэнь ши Тай Цзи возникновение и развитие внутри даосских общин.

И ещё о стилях:

  • Тайцзи
  • 37 форм Сюй Сюаньпина — стиль, считающийся предшественником тайцзицюань (по мнению скептиков, стиль является разновидностью тайцзицюань)
  • Сянь-тянь цюань — стиль, считающийся предшественником тайцзицюань (по мнению скептиков, стиль является разновидностью тайцзицюань)
  • Хоу-тянь цюань — стиль, считающийся предшественником тайцзицюань (по мнению скептиков, стиль является разновидностью тайцзицюань)
  • Чан-цюань — омоним комплекса тайцзи чанцюань семьи Чэнь
  • Пао-чуй — омоним комплекса тайцзи паочуй семьи Чэнь

 

На видео Пао-чуй в исполнении Джесси Цао (Jesse Tsao) :

Подробнее о Джесси Цао можно узнать на сайте taichihealthways.com.

Краткая заметка о Джесси Цао нашлась также на блоге одного из пользователей ЖЖ за ноябрь 2006 года: Недавно нашел китайца (Джесси Цао), преподающего Тай Чи Чуань семейства Чен. Я бы не заинтересовался, если бы одним из его учителей не был Чен Женлей (19-е поколение семейства Чен). [...] Причем мастер Чен в декабре навещает Джесси и в течение двух дней будет тренировать желающих! О таком можно только мечтать. Сегодня поехал на тренировку к Джесси. Живет он в Сан-Диего (США) [...] Сам Джесси хороший мастер (чемпион 80-х), выпускник китайского аналога института физкультуры.

 

 

Ещё одна запись того же пользователя из того же ЖЖ за май 2007 года: [...] В Сан-Диего [...] Grand Master Zhu Tiancai давал урок fajin (взрывная сила в Тай-Чи). Весь день с 9 до 6 мы разучивали его форму "42 methods of fajin". [...] Все время улыбался, шутил и в то же время - работал почти без перерывов. Его "yu bei" (кит. "Приготовились, и..") мне потом снилась. В свои 64 года он в отличной форме. Но со стороны не видно всего. Когда он на мне показывал одно из приложений формы, было ощущение, что я скрестил руки с Терминатором. У него просто стальные руки. Очень сбивает с толку мягкость и текучесть движений.

Времени фотографировать почти не нашел, стараясь впитать как можно больше, поэтому что снял - то снял.

 

Jesse Tsao (учитель Сан-Диеговской группы) работал за переводчика.

Jesse Tsao учитель Сан-Диеговской группы
Ещё фото см. здесь => romanklimenko.livejournal.com

На видео выше упомянутый Zhu Tiancai (Чжу Тянчай) :

Оружие в Тайцзицюань

Тайцзицюань семьи Чэнь:

  • Искусство меча-цзянь (комплекс тайцзи цзянь семьи Чэнь (старая школа) состоит из 49 позиций)
  • Искусство меча-дао (комплекс тайцзи дао семьи Чэнь (старая школа) состоит из 23 позиций)
  • Искусство шеста (лихуа цян цзя байюань гунь (копье цветка груши + шест Байюаня) - этот комплекс с копьем состоит из 71 позиции. Он объединяет прямолинейные техники копья и угловые техники шеста. 
    В чэньском тайцзи известны два комплекса с шестом: чэньши тайцзигунь шисаньши (13 форм шеста семьи Чэнь Великого Предела) и парные комплексы - чэньши тайцзи саньгунь (три действия шестом Великого Предела семьи Чэнь) и чэньши тайцзи багунь (восемь действий шестом Великого Предела семьи Чэнь))
  • Искусство копья

 

Тайцзицюань семьи Ян:

  • Искусство меча-дао (существует 13 техник с дао, имеется парный комплекс. В линии Ян Баньхоу существует комплекс из четырех движений, которые повторяются в непрерывном цикле. Еще имеется парный комплекс из 52 движений, подобный парному комплексу без оружия. Ли Ясюань (знаменитый ученик Ян Чэнфу) передал комплекс из 40 движений)
  • Искусство меча-цзянь (комплекс был впервые описан Чэнь Вэймином, который изучал его у Ян Чэньфу и Чэнь Янмина. Существуют также упражнения в паре ("склеенные мечи"). Всего есть 13 техник меча. Ли Ясюань (знаменитый ученик Ян Чэнфу) передал комплекс из 43 движений. Ян Чжэньдуо (сын Ян Чэнфу) описал комплекс из 67 движений. Ли Ясюань также преподавал комплекс "Уданский меч" из 73 движений вместе с парным вариантом из 72 движений, комплекс "Уданский меч" из 53 движений вместе с парным вариантом из 48 движений)
  • Искусство копья (Ян Лучань был знаменит своей техникой копья. Комплекс держался в секрете и преподавался лишь ближайшим ученикам. Во времена Ян Чэньфу обучали парному комплексу, но одиночный был только для продвинутых учеников. Книга Ян Чэньфу "Использование тайцзицюань" описывает тренировку в паре и дает несколько замечаний по одиночной отработке. Ли Ясюань (знаменитый ученик Ян Чэнфу) передал комплекс с длинным копьем из 41 движения, парные комплексы с копьями ("4 склеенных копья" и "4 разделенных копья"))

 

Тайцзицюань У Юйсяна:

  • Искусство меча-дао (ляньжантан тайцзи дао (искусство меча-дао тайцзи родичей Ляня и Жана). Это искусство действий мечом было разработано Ли Ию - племянником У Юйсяна - и передано им своим сыновьям Баоляню и Баожану, по вторым иероглифам имен которых и получило название. Здесь используется специальный меч-дао - с крюком на тыльной стороне клинка, что позволяет при удаче зацепить и сломать меч противника, а при попадании внутрь тела противника увеличивает наносимые повреждения. Фамильный комплекс с мечом-дао составлен так, что его можно отрабатывать в паре против человека, который выполняет фамильный комплекс с мечом-цзянь)
  • Искусство меча-цзянь (ляньжантан тайцзи цзянь (искусство меча-цзянь тайцзи родичей Ляня и Жана). Это искусство действий мечом было разработано Ли Ию - племянником У Юйсяна - и передано им своим сыновьям Баоляню и Баожану, по вторым иероглифам имен которых и получило название. Фамильный комплекс с мечом-цзянь составлен так, что его можно отрабатывать в паре против человека, который выполняет фамильный комплекс с мечом-дао)

 

Для составления публикации "Про историю и особенности Тайцзицюань" были использованы материалы с taijiquan.narod.ru, YouTube, taichi.kiev.uaВикипедиии Википедии.

Для человека, практикующего кунг фу: здесь на сайте, в разделе "Покупки", можно купить форму для занятий ушу/кунг фу (пошив формы возможен по индивидуальным меркам). Ещё есть футбока с иероглифом "Кунг Фу".